Большинство детей второй группы, также перенесших дизентерию в возрасте до 6 месяцев, начали сидеть на 8-9-м месяце. В обеих группах все дети, за небольшим исключением (в первой группе 3 детей, во второй группе 4 детей), начали ходить своевременно: на 11 -12-м месяце жизни.
Изучая психическое развитие детей, мы интересовались временем, когда ребенок начинал узнавать мать, понимать речь, начинал говорить, учитывали количество произносимых слов.
У всех детей, за исключением троих, психическое развитие соответствовало возрасту. Эмоциональный тонус у них был хорошим. Большинство детей (42 ребенка из 60) начали произносить первые слова с 10 месяцев, строить простые предложения (из 2-3 слов) — с 1 года 6 месяцев. Развитие речи детей далеко не всегда соответствовало их физическому развитию. Мы наблюдали 3 детей с хорошим физическим развитием, росших в хороших бытовых условиях, имевших после выписки нормальный стул, которые начали говорить отдельные слова в возрасте после IV2 лет, хотя они уже прекрасно все понимали.
Суммируя полученные данные, можно сказать, что на развитие ребенка оказывает влияние не столько сама дизентерия, сколько возраст, в котором ребенок перенес это заболевание. Мы не отметили особого влияния его на физическое развитие детей, перенесших дизентерию в возрасте старше полугода.
Помимо возраста, немалое влияние на развитие детей, перенесших дизентерию, оказывают и бытовые условия, в которых находится ребенок после выписки из стационара. Наиболее выраженное отставание физического развития и медленные темпы нормализации его отмечены у детей, вернувшихся после выписки в неблагоприятные бытовые условия.
У большинства детей (у 124 из 200), находившихся под нашим наблюдением, дизентерия начиналась легко, исподволь, при нормальной температуре, сохраненном аппетите и частоте стула до 5 — 6 раз в сутки.