В соответствии с подобными воззрениями, возвышенная любовь не имеет ничего общего с сексуальностью и является антагонистичной по отношению к сексуальности. К счастью, в настоящее время в специальной медицинской литературе подобные категорические утверждения уже не встречаются. Однако от морализующих наставников, особенно тех, которые имеют отношение к народному образованию, нередко можно услышать отголоски подобного противопоставления. Они склонны придерживаться той точки зрения, что людям должны быть присущи в качестве «истинно человеческих» чувств только «возвышенные», в то время как сексуальные (а под сексуальными в таком контексте понимают обычно генитальные) ощущения — это проявление низших, грубых, непристойных влечений. Не случайно в свое время 3. Фрейд, характеризуя сексуальное, отмечал, что это то, о чем неприлично говорить. Сейчас наиболее популярными становятся взгляды, которые не противопоставляют «низшее» «высшему», а рассматривают весь комплекс сексуальных отношений в единстве, исходя из принципа дополнительности. Ведь каждому понятно, что ни 412 какая возвышенная любовь не может существовать без сексуального влечения и стремления к половому контакту. Но в то же время было бы весьма неразумным отчуждать собственно сексуальные переживания от богатой гаммы психосоциальных отношений.
О ревности и ревнивцах Говоря о конфликтах, которые сводятся к осознанным претензиям сексуального характера, нельзя не упомянуть о таком распространенном и достаточно серьезном явлении, как ревность. Психологи, социологи, этнографы, психиатры посвятили достаточно много времени и сил изучению этого явления. В. нашу задачу не входит подробное описание всех работ такого рода. Мы лишь остановимся на наиболее существенных и конфликтогенных характеристиках ревности. Рассмотрим классический пример. Ревнивец Отелло убил Дездемону по явно ложному навету. Свои подозрения он оставил без достаточной проверки, а в общем-то у нас есть основания считать, что в глубине души он хорошо понимал: не следует верить словам Яго. Однако Отелло совершил этот ужасный поступок, видимо, потому, что таким образом он мог решить для себя чрезвычайно существенные проблемы, которые не решались другим способом. В данной ситуации можно проследить по меньшей мере два плана: первый связан с тем, что Отелло обладал классическим характером ревнивца. Одно из важных обстоятельств, которое следует иметь в виду при анализе ревности,— это то, что ревность существует в душе того, кто ревнует, а не вызывается поведением партнера. Есть люди, которых почти никакая ситуация не может заставить страдать от ревности, и, напротив, есть характерологические типы, для которых ревновать — все равно что жить. Они готовы ревновать к случайному взгляду, к прохожим или к проезжим, к телефонному абоненту и даже к одежде, которую носит объект их страсти. Обычно характеру ревнивца присущи упрямство и ограниченность, стремление к безраздельному господству, невозможность, даже мысленно, смириться с тем, что объект его власти и любви может хотя бы частично принадлежать еще кому-то.
Другие статьи: https://medicadverts.ru/